- Колумбия. Архитектура и изобразительное искусство
Музей золота в Боготе.
Колумбия. Архитектура и изобразительное искусство
Архитектура.
На территории К. сохранились остатки древних индейских построек — примитивных каменных святилищ и гробниц культуры Сан-Агустин, храмов и укреплений индейцев чибча. После завоевания территории современной К. испанцами на месте ряда индейских поселений были основаны города с прямоугольной сеткой улиц и площадью в центре. В Картахене (основан в 1533), Боготе (основан в 1538), Тунхе (основан в 1539) и других городах эта планировка в основе сохранилась. Архитектура колониального периода развивалась медленно, объём средства был невелик. Для К. традиционна лапидарная, строгая архитектура; стиль колониального барокко не получил значительного развития. Мощные укрепления были построены в Картахене и Санта-Марте. Наиболее интересные культовые сооружения строились в середине XVI — середине XVII вв. В их облике чувствуется влияние итальянского Ренессанса, во внутренней отделке — влияние стиля «мудехар», завезённого ремесленниками-арабами из Испании (наборные деревянные потолки «артесонадо», резьба на заалтарных образах ретабло). В XVII—XVII вв. сооружались иезуитские церкви в духе римского барокко и церкви в стиле «неомудехар». В жилой архитектуре в последующие века доминировал традиционный для испанских колоний тип дома с внутренним двором; мотивы стиля «мудехар» (деревянные консоли, решётки балконов, консоли карнизов) сохраняются и в XX в. Классицизм получил в К. большее развитие, чем во многих других латиноамериканских странах. Свыше 100 лет формировалась классицистическая застройка центральной площади Боготы: перестроен собор XVI—XVII вв. [1807—1822, архитектор Д. де Петрес (1750—1811)], выстроены архиепископский дворец (вторая половина XIX в.) и Капитолий (1847—1926) — выдающийся образец классицизма в архитектуре Латинской Америки [архитектор Т. Рид (? — 1878)].На архитектуру К. XIX—XX вв. повлияло зодчество европейских стран и США. В конце XIX в. распространилась неоготика. Архитектура функционализма получила развитие только после второй мировой войны; её популяризации способствовали X. Л. Серт (выходец из Испании) и Ле Корбюзье, составивший неосуществлённый проект реконструкции Боготы (1950).
Архитектура середины XX в. характеризуется функциональностью, использованием прогрессивных конструктивных методов, сотрудничеством с нефигуративным изобразительным искусством. Работы, типичные для современной латиноамериканской архитектурной школы: бейсбольный стадион в Картахене (1947, архитектор М. Г. Солано, Г. А. Ортега), капелла гимназии модерно в Боготе (60-е гг., архитектор X. Моя Карденас); отель «Текендама» (1950—1953) и жилой район Ла-Соледад (1952—1953) — оба в Боготе, архитектор Г. Серрано Камарго, совместно с др.
А. А. Стригалёв.
Изобразительное искусство.
С древнейших времён на территории К. развивались культуры чибча-муисков, тайрона, кимбая. Сохранились художественные керамические изделия, статуэтки из золота, серебра, терракоты, золотые украшения с изображениями идолов — «тунхос». К первому тысячелетию до н. э. — началу первого тысячелетия н. э. относится культура Сан-Агустин, известная орнаментальными росписями, колоссальными каменными статуями. К сан-агустинскому близко искусство культуры Тьеррадентро; интересна разнообразием и гротескностью статуэток культура Нариньо; искусство культур Калима, Сину примечательно художественными изделиями — керамическими и из сплава золота с медью.В колониальную эпоху традиции древнего индейского искусства сохранялись в народном творчестве — произведениях мастеров-индейцев, смешиваясь с европейскими образцами искусства. В К. складывается одна из значительнейших в Латинской Америке школ живописи. Здесь работали испанские и итальянские мастера А. Медоро (1565—1631) и Ф. дель Посо (вторая половина XVI в.) — представители итальянского Позднего Возрождения, авторы церковных росписей; сохранились и светские фрески (росписи в доме X. де Варгаса в Тунхе, около 1590); творчество художника и поэта А. Асеро де ла Круса (1600—1667) сложилось под влиянием итальянского маньеризма; Г. де Фигероа (? — 1658) и Б. де Варгас Фигероа (? — 1667) внесли элементы барокко в живописные портреты. В конце XVII — начале XVIII вв. выступил крупнейший живописец и график, создатель реалистических образов — Г. Васкес. В XVII в. живопись К. стала более искусственной и манерной: портреты X. Гутьерреса (1730—1800) и П. А. Гарсии (1744—1814), алтарные картины П. Кабальеро (XVIII в.). Скульптура XVII — XVIII вв. представлена в основном богатой ковровой резьбой в интерьерах церквей, в которой нередко встречается сочетание христианских и индейских символов, представлены местная флора и фауна.
Живопись К. XIX в. тесно связана с историей борьбы за независимость. П. Х. Фигероа (? — 1836) и X. М. Эспиноса (1796—1883) запечатлели в своих произв. батальные сцены, образы героев; костумбрист Р. Торрес Мендес — сцены народного быта. Существенный вклад в национальное искусство внесли также пейзажисты и жанристы, работавшие в Ботанической экспедиции (основана в 1783) и Краеведческой комиссии (1850), изучавшие историю и природу родины. Во второй половине XIX в. усиливается влияние европейского искусства. В духе французского академизма работает А. Урданета (1845—1887, композиции на темы национальной истории), европейским нормам живописи следуют портретисты Э. Гарай (1849—1903) и Р. Асеведо Берналь (1867—1938); черты импрессионизма в национальное искусство вносит А. де Санта-Мария, разносторонний мастер, талантливый портретист.
Искусство XX в. развивается в двух направлениях: с одной стороны, укрепляются модернистские течения, проникшие в К. из Европы, с другой — реалистическое, прогрессивное искусство (с 30-х гг.), отражающее интерес к национальным проблемам. В 1930 основана Колумбийская академия художеств (ныне Школа изящных искусств в Боготе). Многие колумбийские живописцы, следуя примеру передовых мексиканских художников, обращаются к общественно значимому монументальному искусству. Среди них ведущие художники страны: П. Н. Гомес, автор росписей общественных зданий в Медельине; И. Гомес Харамильо, создатель красочных фресок и полотен на темы жизни индейцев, выполненных в декоративном стиле. Принципы декоративизма, восходящие к древнеиндийским традициям, свойственны работам жанристов Л. А. Акуньи и А. Рамиреса Фахардо (р. 1922), пейзажиста и портретиста Р. Гомеса Кампусано (р. 1893). В традициях реализма работают М. Диас Варгас (р. 1886), портретисты Э. Мартинес (р. 1898) и X. Родригес Асеведо (р. 1908). Модернистское искусство К. представляют А. Обрегон (р. 1920), Э. Грау Араухо (р. 1920), Э. Рамирес Вильямисар (р. 1923) и др.
Скульптура К., развивавшаяся в XIX в. под влиянием европейского искусства, в XX в. обращается к индейским традициям, используя стилистические приёмы и мотивы древней скульптуры (Р. Росо, р. 1899).
Литература:
Полевой В. М., Искусство стран Латинской Америки, М., 1967;
Кирченко Е. И., Три века искусства Латинской Америки, М., 1972;
Синюкова В. С., Живопись Колумбии, в сборнике: Культура Колумбии, М., 1974;
Филиповская Н. М., Колумбия — страна городов, там же;
Acuna L. A., El arte de los indios colombianos, 2 ed., Méx., 1942;
Giraldo Jaramillo G., La pintura en Colombia, Méx, В. Aires, 1948;
Gostautas E., Arte colombiano. Arte aborigen, Bog., 1960.В. С. Синюкова.
А. Гутьеррес, Л. Луго, Х. Де Сандоваль, Г. Буйтрасо и др.
Резной декор капеллы Нуэстра Сеньора дель Росарио в Тунхе.
168289.
Капелла Нуэстра Сеньора де ла Грасия в Кали.
Середина XVII в.
Г. Кауси.
Портал церкви Санто-Доминго в Попаяне.
174150.
К. Нестор, Б. Гутьеррес и др.
Жилой квартал в Боготе.
Середина XX в.
Собор в Боготе.
15721610, перестроен в 180722
(архитектор Д. де Петрес).
Ф. Писано.
Здание фирмы «Филипс коломбьяна» в Боготе.
Середина XX в.
Х. Моия Карденас.
Капелла гимназии в Боготе.
1960-е гг.
Л. А. Акунья.
Надгробие конкистадора Г. Хименеса де Кесады.
Мрамор.
1938.
Собор в Боготе.
Х. М. Эспиноса.
Портрет Симона Боливара.
Миниатюра. 1828.
Р. Торрес Мендес.
«Уличная сценка в Боготе».
Рисунок.
1851.
М. Диас Варгас.
«Крестьяне из Бояки».
1934.
Каменная фигура.
1-е тысячелетие до н. э. первая половина 1-ого тысячелетия н. э.
Культура Сан-Агустин.
Расписная фигурная ваза.
Керамика.
5001000.
Культура Кимбая.
Пектораль с изображением божества в виде птицы.
Золото.
Департамент Нириньо.
Музей золота.
Богота.
Маска и украшения воина.
Золото.
Музей золота.
Богота.
К. Куэльяр Тамайо, Г. Серрано Камарго, Х. Гомес Пинсон.
Отель «Текендама» в Боготе.
1950 53.
Г. Васкес.
«Видение пророка Ильи».
А. де Санта-Мария.
«Букет гвоздик».
Национальный музей.
Богота.
А. де Аревало.
Крепость Сан-Фелипе де Барахас (Ла Тенаса) в Картахене.
176571.
Энциклопедический справочник «Латинская Америка». - М.: Советская Энциклопедия. Главный редактор В. В. Вольский. 1979-1982.